IP-Телефония сегодня, завтра
В настоящее время все более серьезное и пристальное внимание представителей самых разных сфер бизнеса привлекают проблемы телекоммуникаций, в частности - проблемы качественной и недорогой телефонной связи. Множество фирм, специализирующихся в самых различных отраслях бизнеса, ежедневно проводят огромное число телефонных переговоров; порой от того, насколько оперативно был сделан тот или иной звонок, напрямую зависит прибыль конкретной организации, что накладывает довольно жесткие требования по качеству и бесперебойности услуг связи. Но в то же время необходимо учитывать и фактор стоимости этих услуг.
Для решения этой проблемы у абонента есть три выхода: воспользоваться услугами "традиционной телефонии" (классической, стационарной), либо воспользоваться услугами операторов ip-телефонии. Каждое решение имеет свои "плюсы" и "минусы".
Преимущества IP-телефонии
Преимущества и недостатки
Для того, чтобы разобраться во всем этом многообразии, давайте сначала рассмотрим несколько упрощенную схему передачи голосового трафика в традиционной телефонной сети. При совершении любого - как местного, так и междугороднего звонка - абонент соединяется с ближайшей к нему АТС, которая, в зависимости от набранного номера, соединяет его либо с другой местной АТС, либо с узловой междугородней/международной АТС, которая перенаправляет вызов на следующую АТС и т.д. Таким образом, вызов и доходит до конечного абонента. Подобная схема верна как для "полностью традиционной" телефонии (упоминавшийся уже "Северо-Западный Телеком"), так и для альтернативных операторов проводной телефонии - разница состоит лишь в используемом операторами оборудовании. Так, традиционные городские телефонные сети были построены на основе так называемых декадно-шаговых АТС, где коммутация осуществляется путем механического переключения контактов реле. В настоящее время такие АТС все еще используются в городской телефонной сети общего пользования - поскольку их демонтаж и переключение существующей абонентской сети на другой тип АТС требуют немалых капиталовложений. Альтернативные операторы связи, появившись сравнительно недавно (порядка 10 лет назад), в эпоху цифрового оборудования, используют при построении своей сети цифровые АТС, в которых коммутация осуществляется на уровне прохождения цифрового сигнала, без каких-либо механических частей. Это повышает как качество связи, так и надежность системы в целом.
Несколько особняком в ряду операторов стоят операторы IP-телефонии: самым ярким отличием их от операторов проводной телефонии является то, что для соединения со своей узловой станцией они используют сети других операторов. Вторым, менее заметным (с точки зрения абонента) отличием, является способ передачи голосового трафика с узловой станции - он преобразуется в последовательность IP-пакетов, которые по сети передачи данных (говоря проще - через Интернет) - направляются в точку назначения, где на подобном же оборудовании преобразуются обратно из IP-пакетов в голос, и направляются в телефонную сеть общего пользования. К несомненным плюсам такого решения относится низкая себестоимость звонка, и, как следствие, невысокая его стоимость для абонента. К "минусам" данной технологии относится неудовлетворительное качество передачи голосового трафика. Это связано как с преобразованием "голос" - "IP-пакеты" - "голос", так и с самим протоколом IP, допускающим коллизию (разрушение и последующее восстановление пакетов путем их повторной пересылки). Для абонента это может означать помехи, плохую слышимость, эхо, а в случае с факсимильными сообщениями - их непрохождение. Правда, методы передачи голоса в IP-сетях постоянно совершенствуются; в настоящее время в этой области существуют и внедряются интересные разработки. Еще одним "минусом" IP-телефонии является способ продажи и предоставления услуги: как правило, операторы IP-телефонии строят свой бизнес на массовой эмиссии предоплаченных телефонных карточек. То есть, для того, чтобы позвонить через одного из операторов IP-телефонии, необходимо приобрести IP-телефонную карточку, позвонить на указанный там сервисный номер (местный звонок), затем, в зависимости от типа оборудования, либо ввести в тоновом режиме пароль (от 8 до 20 цифр) и номер вызова, либо назвать оператору пароль и номер вызова. Учитывая описанные выше неприятности, звонок по IP-телефонии через карточку оказывается занятием не для торопливых - после двух-трех попыток поговорить, невольно вздыхаешь и разговариваешь по более дорогой, но и более надежной связи.
Правда, несколько неверно винить во всех бедах связи по IP-телефонии исключительно IP-протокол и двойное преобразование речи. В случае с отечественными телефонными сетями не последнюю роль в качестве передаваемого голосового трафика играет так называемая проблема "последней мили". То есть, проблема кабельных коммуникаций, ведущих от конечного абонента до ближайшей АТС. Как правило, проложены они были давно, и успели изрядно поизноситься - вследствие влияния различных факторов естественного и техногенного характера. Можно привести такой пример: кабель, соединяющий два корпуса промышленных зданий, проложен под землей. В результате проведенных когда-то земляных работ канал, в котором лежит кабель, был вскрыт (техногенный фактор), после чего каждый раз, когда выпадали осадки (природный фактор), качество связи у абонентов, подключенных по этому кабелю, резко падало.
Казалось бы, указанных проблем можно избежать, если пользоваться услугой IP-телефонии по сетям альтернативного оператора. Но "последняя миля" альтернативного оператора также не застрахована от различного рода повреждений. А довольно часто, при хорошем качестве "последней мили" альтернативные операторы проводят, по сути, незаконную политику, суть которой состоит в том, чтобы программно на станции запрещать доступ своих абонентов к голосовым шлюзам (так называемым "платформам") IP-операторов, либо юридически - на уровне договоров на обслуживание - взимать повышенную оплату за подобные соединения (а это уже законно). Что же, каждый зарабатывает, как может.
Кроме того, практически у всех альтернативных операторов существуют тарифные планы с оплачиваемыми местными (городскими) соединениями. При звонке абонента через IP-телефонию он, по сути, платит дважды: альтернативному телефонному оператору за местное соединение и IP-оператору за междугороднее/международное соединение.
Еще одним "минусом" IP-телефонии, или, если так можно выразиться, "минусом" ее отечественной реализации, является политика тарификации провайдеров данной услуги. Дело в том, что довольно часто отсчет времени за соединение начинается не с момента реального соединения с абонентом, а с момента соединения с оператором, либо телефонным сервером. Учитывая то, что округление у большинства операторов IP-телефонии поминутное, получаем неутешительную картину - при совершении любого междугороднего/международного звонка абонент в любом случае (независимо от того, произошло ли реальное соединение или нет), вынужден оплачивать одну-две минуты.
Для полноты картины необходимо упомянуть еще об одном способе совершения междугородних/международных звонков, а именно о звонках по сети одного оператора через сеть другого. Внешне, для абонента, это выглядит так же, как и звонок по IP-телефонии, то есть абонент набирает номер доступа, авторизуется и сообщает номер вызова. Отличие этого способа от IP-телефонии состоит в том, что при этом голосовой трафик не проходит никаких преобразований, он просто перенаправляется в сеть другого оператора. Этот способ лишен многих недостатков IP-телефонии, таких, как, например, помехи, эхо. Факсы при использовании подобного способа также проходят довольно хорошо, да и политика тарификации "проводных" операторов сильно отличается от операторов IP-клиент, при той же поминутной тарификации, оплачивает только реально состоявшиеся звонки. (Правда, есть одно "но", о котором стоит знать: если "на том конце" установлен АОН или автоответчик, то соединение начинается с момента отклика этого оборудования - до того, как абонент поднял трубку. Связано это с технологией работы устройств АОН и автоответчиков). Из проблем, общих с IP-телефонией, можно выделить проблему "последней мили", "оплачиваемых местных соединений" и "глушения оператора". Но у этих проблем, по крайней мере, в ближайшем будущем, разрешения нет.
Но IP-телефония не замыкается исключительно на междугородних/международных вызовах. При наличии соответствующего оборудования и хорошей транспортной IP-сети IP-телефония может быть использована для передачи как международного/междугороднего, так и местного голосового трафика. Идея очень проста: предположим, есть абонент, располагающий выделенным Интернет с хорошей пропускной способностью. В этом случае, установив у него и на узловой точке (так называемом шлюзе) установлено соответствующее оборудование, можно направлять голосовой трафик из IP-сети в телефонную сеть общего пользования, оставив при этом часть канала для передачи данных (то есть для "не голосового", если так можно сказать, Интернет). Это направление развития IP-телефонии довольно перспективно, особенно в центральных частях крупных мегаполисов, где нет свободной телефонной кабельной емкости, но есть выделенные оптоволоконные Интернет-каналы и есть потребность в телефонных услугах. При этом, за счет использования ip-канала "точка-точка", качество передаваемых голосовых данных теоретически должно быть не хуже, чем в случае традиционной, "проводной", телефонии. Кроме того, еще одним перспективным направлением развития IP-телефонии является внутренняя связь внутри крупных зданий, где уже имеются в наличии структурированные локальные вычислительные сети.
КомпьютерБизнесМаркет, Башкиров Александр