Рынок IP- телефонии завис в неизвестности
Почему так быстро рос рынок IP-телефонии до реформы?
Что изменилось для IP-операторов после 1 января?
Как IP-операторам развиваться дальше?
«С точки зрения технологии IP-телефония — это дополнительные возможности и перспективы развития. Регулировать этот рынок государство должно максимально осторожно и взвешенно» — так начинает свое интервью о состоянии рынка Константин Кузнецов, коммерческий директор уральского филиала компании «Ростелеком». Но после добавляет, что действия законодателей, несмотря на несогласованность, все-таки создают более справедливую структуру распределения денег между участниками рынка.
IP-операторы пользовались отсталостью законов
Рынок IP-телефонии возник на рубеже XXI в., когда технологии передачи голоса по компьютерным сетям стали дешевы и общедоступны, а сами сети охватили всю страну. Чтобы начать бизнес на этом рынке, требовалось совсем немного — $10-12 тыс. на покупку шлюза для передачи голоса через Интернет, карточной платформы для расчета с клиентами и т. д., после чего можно было печатать карточки со звучным названием и продавать междугородную связь значительно дешевле традиционной телефонии. Многие так и делали, и на российском рынке появились сотни новых телекоммуникационных компаний.
«На начальном этапе это был очень выгодный бизнес с рентабельностью 100-300%. Например, себестоимость 1 минуты на Москву была 65 коп., а продавали ее по 3-4 руб., и это было все равно дешевле, чем у монополиста», — рассказывает Владислав Носков, технический директор компании «Вик Мастер». Разница в стоимости получалась по нескольким причинам. Цены оператора традиционной телефонии регулировало государство. Фактически было запрещено заниматься IP-телефонией, а снизить себестоимость звонка традиционной услуги было уже нельзя. Альтернативные IP-операторы действовали по другой схеме: они покупали на свободном рынке интернет-трафик и продавали его своим клиентам уже как голосовую услугу, получая прибыль на разнице цен. Создавалась парадоксальная ситуация, когда организации, обладающие всей инфраструктурой и предоставляющие ее в аренду альтернативным операторам,/не могли конкурировать с ними по цене. По данным агентства «Медиаплан.Ру», в Екатеринбурге альтернативные операторы смогли занять до 5% рынка услуг междугородной связи. «Нам не хватило пары лет, чтобы довести .рынок «альтернативной междугородки» до уровня Москвы», — отмечает Константин Иванов, заместитель генерального директора компании «Экском». По тем же данным, альтернативным междугородным операторам в Москве принадлежит около 28% рынка.
«Ростелеком» объясняет невозможность конкурировать по стоимости с IP тем, то ему достался в наследство огромный набор активов еще со времен СССР. Константин Кузнецов: «Основная часть нашей деятельности не носит коммерческого характера. Мы зарабатываем на одних участках, чтобы компенсировать потери на других. У нас соцобязательства больше, чем весь рынок IP-телефонии».
Легкость выхода на рынок и отсутствие конкуренции привели к появлению множества мелких фирм, не желающих, да и не имеющих возможности следить за своим продуктом. Это, в свою очередь, спровоцировало падение уровня услуги, и на долгое время IP стала синонимом низкого качества. Крупные участники рынка вынуждены были даже перепозиционировать свои продукты, чтобы не отпугивать пользователей. «Было много серых игроков, — отмечает Владислав Носков, — карточки шли по демпинговым ценам и с плохим качеством. Хуже всего было появление огромного числа. фирм — перепродавцов трафика, а также биржи трафика, которые паразитировали на рынке».
С необходимостью регулировать этот рынок согласны были все, но варианты, как это сделать, не понравились никому.
Государство заморозило развитие рынка
Информация о намерениях правительства «изменить правила игры на рынке дальней связи» появилась в начале 2005 г. «Когда впервые объявили о планах реформирования, никто не поверил, все думали — это провозглашение для Запада, поскольку близится вступление в ВТО. До 31 декабря 2005 г. многие надеялись, что с боем курантов выйдет министр связи и объявит все это новогодней шуткой. Но никто ничего не сказал, и рынок замер. Решения властей производят впечатление непродуманности и скоротечности. Например, правительство постоянно вносит изменения в лицензионные условия. До сих пор нет многих нормативных документов, регламентирующих работу по новым правилам. В неловкое положение попали компании, получившие лицензии на услуги связи в 2005 г., потому как в самом начале 2006 г. изменились не только условия этих лицензий, но и даже название», — сетует Константин Иванов. Новые Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия фактически поставили IP-операторов вне закона. Теперь небольшим игрокам для оказания услуги междугородной и международной связи по IP-технологии требуется лицензия на дальнюю голосовую связь. Для получения такого документа необходимо иметь точки присоединения (технологические сети) во всех регионах России. Это под силу только крупным операторам. Всего таких «междугородных» лицензий сейчас выдано 17, а IP-операторов в стране свыше 600. Когда принимались новые правила игры, в Минсвязи были уверены, что лицензий на дальнюю связь будет выдано не более пяти.
Пока строгость закона искупается необязательностью его исполнения. Само государство оказалось не готово к такому резкому повороту. Еще не принято множество законодательных актов, разъясняющих различные моменты новых правил. Поэтому все игроки продолжают работать по инерции. «По сути, эти нормы отменяют технологию IP-телефонии. Лишают людей возможности пользоваться услугами недорогой междугородки. Все катится в каменный век. Возмущает то, что альтернативных операторов представляют практически преступниками, «которые уводят трафик у «Ростелекома». Но позвольте, настоящие нарушители не получают государственных лицензий на свою деятельность, не платят налогов, не обеспечивают работой сотрудников и не предоставляют качественную услугу по более низкой цене! А все это преподносится как помеха для вступление в ВТО. Можно было просто признать существующих игроков равными и повысить стоимость вхождения на рынок. Но вместо этого попытались регламентировать саму технологию, фактически запретив ее. IP-телефонию загнали в рамки звонка с компьютера на компьютер», — возмущается Константин Иванов.
Операторы традиционной телефонной связи смотрят на новшества по-другому. Константин Кузнецов: «Долгое время рынок находился в противоречивом состоянии и практически не регулировался. Государство контролировало работу только тех компаний, до которых могло дотянуться. Сейчас создана нормальная система распределения денежных средств между участниками. Должна быть четкая и продуманная государственная политика. Я за одинаковые условия существования на рынке для всех компаний, но развитие самой технологии IP-телефонии при этом не должно останавливаться». С ним согласен Сергей Бершев, коммерческий директор компании «Уралсвязьинформ», называющий IP-телефонию светлым будущим всех связистов. «Внедрение пакетных технологий, — говорит Сергей Бершев, — в телекоммуникациях в целом очень перспективно. Мы это называем Next Generation Network (NGN — сети следующего поколения). Хотя люди сегодня понимают под термином «IP-телефония» нечто иное. NGN-решения позволяют удешевить строительство сетей и сделать набор услуг практически неограниченным. Наш бизнес, кстати, тоже пострадал от новых правил — в пользу операторов междугородной связи. Но перспективы в отдельном бизнесе по передаче только голоса через IP нет. IP-операторам лучше теперь заниматься другими решениями — последней милей, созданием сетей широкополосного доступа».
Но проблема не только в том, что государство изменило правила игры. А в том, что сделало это достаточно топорно. Многие IP-операторы сейчас работают на основании лицензий, полученных в рамках старого закона. Новые правила их действие не отменяют. Константин Иванов: «Лицензии связи выдало нам государство. Мы имеем на руках все разрешительные документы, позволяющие легитимно оказывать услуги. Минсвязи пишет письма всем операторам с просьбой привести лицензии в соответствие новым стандартам. Просят, так как приказывать не могут. Но если они просят, а мы не приводим — ну и что тогда? Ничего. Все ждут судебных прецедентов». Рынок застыл. Уже с прошлого лета IP-операторы перестали вкладываться в новое оборудование — все пытаются предугадать действия надзорных органов.
Многие IP-операторы уйдут в тень
По мнению Константина Иванова, в рамках существующего законодательства у операторов нет способов легализовать свою деятельность. Владислав Носков более оптимистичен: «Начиналось все с благих намерений — увести с рынка слишком маленьких игроков. Теперь можно либо добивать оставшихся участников рынка, либо делать его стабильным — и тогда рынок станет цивилизованнее. Думаю, крупные игроки не уйдут». Крупные — это Уральская телефонная компания (УТК) (карты «Бумтел» и «Октава»), «Экском», «ДельтаТел», «Вик Мастер». Но все равно пока непонятно, куда повернет правительство.
Для самих операторов остается несколько вариантов, подразумевающих резкое сокращение прибыльности бизнеса. Первая возможность — стать агентами одной из фирм, которые обладают лицензией на дальнюю связь. Этот путь выбрала Уральская телефонная компания — лидер городского рынка IP-телефонии. Дмитрий Вострецов, заместитель начальника коммерческого отдела компании, сообщил, что УТК уже сейчас имеет агентские договоры с несколькими фирмами. При таком виде бизнеса предприятие перенаправляет звонок в сети владельца лицензии, а само получает процент за инициацию звонка. Этот путь самый простой для альтернативных игроков, и значительная часть из них, видимо, так и поступит.
Скоро абоненты могут утратить возможность звонить в другие страны и города по прежним низким тарифам, считают эксперты. Все IP-операторы станут продавать услуги по расценкам «Ростелекома» и компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), которые как минимум вдвое превышают их прежние тарифы. Аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева оценивает разницу между тарифами «Ростелекома» и IP-операторов по самым популярным направлениям в 30-40%.
Но если для УТК, владеющей сильными брендами на рынке IP-телефонии, с оборотом по картам в несколько миллионов рублей в месяц, такой вариант приемлем, то для других компаний он может оказаться совершенно невыгодным. Константин Иванов: «Наша бизнес-стратегия строится на предоставлении услуг по низким ценам благодаря технологии, а став агентами оператора дальней связи, мы лишаемся этого преимущества». «Если раньше стоимость IP-телефонии отличалась от. стоимости традиционной телефонии в разы, то в результате работы по агентской схеме разница в расценках составит 10-20%, что невыгодно операторам», — считает Борис Овчинников, аналитик исследовательской компании J&P.
В начале года в среде IP-операторов активно обсуждалась идея объединения для создания единого альтернативного оператора с лицензией. Первым из таких стала подмосковная «Корпорация ОСС». Но недавно она сдалась и подписала агентский договор с оператором дальней связи — МТТ.
Реальным вариантом для многих представляется уход в тень, тем более что при современном уровне развития технологий сделать это нетрудно. Например, бывший IP-оператор подписывает с корпоративным клиентом договор о консалтинге с поминутной тарификацией и под этой шапкой продает междугородные переговоры. Как считает Дмитрий Вострецов, стать нишевым теневым игроком и на розничном рынке будет несложно. Достаточно сконцентрироваться на работе с многочисленными национальными диаспорами — китайской, вьетнамской, таджикской, совершающими много международных звонков.
Пока еще есть варианты дальнейшего развития бизнеса IP-операторов, но сами компании предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, а продвигать сопутствующие направления, не попадающие под удар нового закона. Компания «Вик Мастер», для которой раньше IP-телефония была основным бизнесом, решила формировать собственную сеть передачи данных, строит телефонную инфраструктуру и уже получила блок нумерации на 10 тыс. городских телефонов. IP-услуги перестали быть критичными для бизнеса «Вик Мастера». «Экском» усиленно занимается аутсорсинговым call-центром и проектом «Медиаплан.ру». Компания «ДельтаТел» хоть и смотрит в будущее IP-телефонии оптимистично, но тем не менее готовится предоставлять услуги доступа в Интернет. Для УТК же IP-телефония никогда и не была основным бизнесом.
Судьба IP-операторов, прогнозируют эксперты, останется подвешенной до нынешнего лета. Именно тогда в действие вступит вторая очередь законодательных изменений, связанных с тарификацией телефонных разговоров, и правительство вынуждено будет конкретизировать свою точку зрения по поводу судьбы альтернативных игроков рынка междугородной связи. Пока же уход IP-операторов означает для потребителя невозможность существенной экономии на телефонных переговорах. И если Константин Иванов считает, что это повод для людей выразить свое возмущение, то Сергей Бершев уверен: пройдет время, в полную силу заработает конкуренция на рынке дальней связи, сойдет на нет перекрестное субсидирование между тарифами на местные и междугородные звонки, и операторы дальней связи смогут представить рынку такие цены, что никакой необходимости пользоваться карточками IP-телефонии не возникнет.
Как работает IP-телефония
Под IP-телефонией понимается технология передачи голоса через сети, использующие протокол IP, в режиме реального времени. Данный протокол используется как в сети Интернет, так и в локальных сетях. Изначально под этим термином понимали передачу голоса между двумя компьютерами, подключенными к Интернету. Сейчас технология «чистой» IP-телефонии активно развивается бесплатными интернет-пейджерами — ICQ, Skype и другими. Технология IP-телефонии объединяет сети с коммутацией каналов (традиционная телефония) и сети с коммутацией пакетов (передающие данные) в единую коммуникационную сеть. Бесперебойное распознавание голоса и его передача из одной сети в другую решается с помощью различных шлюзов. Шлюз представляет собой устройство, в которое с одной .стороны включаются телефонные линии, а с другой стороны — IP-сеть. Удешевление услуги достигается за счет более эффективного использования каналов — сжатие пакетов дает возможность передавать по одной линии больше информации, чем при традиционной телефонии. Однако при этом появляется риск потерять или задержать пакет, что сильно влияет на качество. Крупные операторы используют выделенные цифровые каналы, в которых информация передается с гарантированным качеством.
«Деловой квартал», Даниил Силантьев